База знаний
Главная / Эффективное обучение / Эмпирическое обучение

Эмпирическое обучение

Эмпирическое обучение, или практическое обучение, это процесс получения навыков и знаний непосредственно через практический опыт. В процессе эмпирического обучения мы проходим мимо стадии теоретического обучения, и целиком погружаемся в разрешение стоящих перед нами практических задач. Предполагается, что мы не обладаем, или обладаем лишь поверхностными знаниями о том, с чем нам предстоит столкнуться. Мы получаем минимальное руководство учителя или мастера, учимся на своих собственных ошибках, и направляем на свою новую деятельность всё своё внимание, чтобы уменьшить количество ошибок. Таким образом, мы наращиваем практический опыт, развиваем свои навыки и умения. Эмпирическое обучение это как раз тот случай, когда «глаза боятся, а руки делают», и что важно, мы выполняем работу не менее успешно, чем, если бы до этого мы получили теоретические знания о предмете нашей деятельности.

Сидя за партой и читая книги, слушая лекции учителя в аудитории или классе, и переваривая излагаемую им информацию, мы получаем лишь теоретические знания, в этом заключается теоретическое обучение, в котором отсутствуют какие-либо аспекты обучения эмпирического. Да, скорей всего, мы получаем важную информацию, но информации может быть недостаточно, чтобы быть успешными в реальной деятельности – зачастую бывает сложно превратить свои знания в практический опыт, если теория отделена от практики. С другой стороны, во время эмпирического обучения мы изучаем предмет «изнутри», принимаем участие в изучаемой деятельности, что позволяет нам задействовать весь свой умственный потенциал, а также максимум своих органов чувств, в том числе важнейшие из них: зрение, слух и осязание. Во время эмпирического обучения, на реальных примерах мы видим, как знания соотносятся с практикой, и с большей уверенностью выполняем стоящие перед нами задачи.

Обратите внимание, что я не ставлю своей целью поменять ваше отношение к традиционному обучению, я лишь хочу показать, какие существуют альтернативы: каждый из этих двух видов обучения имеет свои преимущества и недостатки, однако эмпирическое обучение в большинстве случаев быстрее приводит к необходимому результату – получению практических навыков и умений. Практическое обучение позволяет личности расти над самим собой, становиться увереннее в себе, целеустремлённее, с большей лёгкостью приступать к новой для себя деятельности и самообучаться. Непосредственное участие в привлекательной для человека деятельности развивает самоуважение, укрепляет личность, способствует улучшению отношения к окружающей действительности, позволяет человеку чувствовать себя нужным, и это не просто побочный результат практического обучения, в этом заключается его цель.

Итак, вы теперь знаете, что помимо обычного, теоретического обучения существует практическое обучение, основанное на непосредственном участии ученика в интересующей его деятельности. Чтобы вы могли лучше понять, что они собой представляют и в чём заключаются их основные отличия, предлагаю вам взглянуть на следующую таблицу:

Традиционное обучение Эмпирическое обучение
Основано на теоретическом обучении Основано на личном участии в деятельности
Идёт по заданной форме и содержанию Имеет гибкие и открытые возможности
Направлено на удовлетворение внешних потребностей Направлено на внутренний рост и открытие
Фиксированная и структурированная передача и помощь в развитии навыков и знаний Самостоятельное обучение, лишённое структуры, с минимальным содействием
Чёткие сроки обучения и проверки знаний Отсутствие временных рамок, наличие больших сложностей в измерении времени

Примеры приёмов традиционного обучения: презентации, проведение лекций, беседы, внеклассное чтение, наблюдение, планирование, экзамены, зачёты и другие способы проверки усвоения изучаемого материала.

Примеры приёмов эмпирического обучения: непосредственное участие в изучаемой деятельности, упражнения, ролевые игры, обучение на собственных ошибках, повторение действий мастера, полное включение в работу.

Чему можно научиться с помощью эмпирического обучения:

  • Говорить чётко, ясно выражать свои мысли.
  • Вести людей за собой.
  • Создавать команду.
  • Работать с командой.
  • Решать проблемы.
  • Общаться с клиентами.
  • Управлять проектами.
  • И многому другому.

С помощью эмпирического обучения можно развить осведомлённость о других, любознательность, умение слушать, наблюдательность, а также другие навыки и качества, изменить своё поведение, отношение и убеждения.

Следует отметить, что концептуальная основа практического обучения была заложена Дэвидом Колбом, автором модели стилей обучения и теории экспериментального обучения, основателем и председателем компании Experience Based Learning Systems, Inc. Его компания была создана с целью содействия обмена знаниями и опытом учёным, врачам и студентам, практикующим экспериментальное обучение. Практически одновременно идея практического обучения была развита бакалавром психологии Мартином Томпсоном, основателем и управляющим директором компании MTaLearnning. Как эксперт в области эмпирического обучения, он и его команда обучает своих клиентов принципам и приёмам эмпирического обучения, предоставляя им качественные учебные материалы, проводя семинары и сессии. Благодаря работе компании MTaLearning тысячи тренеров и организаторов из разных стран мира, прошли обучение у Мартина Томпсона и успешно применяют принципы и приёмы эмпирического обучения в своей работе.

Следующие принципы эмпирического обучения, основанные на работе «Experiential Learning Activities – Concept and Principles», Martin Thompson and MTA, 2008, возможно, помогут вам внести некоторые изменения в свой процесс обучения, с целью увеличения его эффективности.

Принципы эмпирического обучения:

1. Учащийся занимает центральное место в обучении. Основное внимание в учебном процессе направлено на учащегося, это один из важнейших принципов эмпирического обучения, который следует соблюдать очень строго. Наставник должен понимать, что учащиеся могут наилучшим образом использовать свои возможности, только если они готовы и способны принимать личное участие в процессе обучения. Учащийся должен с пониманием относиться к необходимости применяемых методов и проявлять готовность к упорному труду, чтобы обучение было успешным.

2. Содействие должно отличаться лёгкостью и тонкостью. Учащиеся могут и должны обучаться без наставника, и это второй из важнейших принципов эмпирического обучения. Они учатся на своём собственном опыте, анализируя ошибки и исправляя их по мере необходимости, они целиком вовлечёны в интеллектуальную, эмоциональную и физическую деятельность. Наставник может помочь ученику в развитии понимания текущей деятельности, однако должен делать это с особой осторожностью, чтобы в итоге эта помощь не стала помехой в обучении ученика.

3. Важен поиск и создание экспериментальных возможностей для обучения. Наставник должен создать соответствующие текущему процессу обучения возможности и позволить учащимся распознать и эффективно использовать эти возможности на своём рабочем месте. Существует необходимость в создании надлежащих условий для обучения, обеспечении деятельности, которая бы инициировала процесс обучения, создании атмосферы и структуры, способствующей конструктивному критическому обзору, обеспечивающей возможности для понимания текущей задачи и извлечения уроков из своих ошибок. Важно понимать, что содействие это сложный процесс, требующий от наставника высокого уровня квалификации.

4. Реакция на опыт различна у разных людей. Практически невозможно предсказать, какой опыт будет получен учеником от участия в той или иной деятельности. Все мы разные, и мы по-разному воспринимаем происходящие с нами вещи. Это одна из причин, почему центральное место в эмпирическом обучении занимает ученик. Наставник должен «изучить» своего ученика, пытаться понять ход его мыслей, выявлять, какие приёмы эмпирического обучения для него работают, а какие нет.

5. Единичное событие может включать несколько различных эффектов обучения. Процесс эмпирического обучения можно выстроить таким образом, чтобы одно действие приводило к развитию нескольких навыков одновременно. В сущности, на практике так и происходит, поскольку многие системы нашего организма взаимосвязаны, единичное воздействие приводит к ответу нескольких систем одновременно. Основываясь на этом предположении, а также на наблюдениях за реакцией ученика, мы можем просчитать возможные изменения, к которым приведёт тот или иной приём эмпирического обучения.

6. Доверие ученика это главное условие. Развитие базовых навыков в благоприятной обстановке происходит значительно легче, чем последовательное и ежедневное изменение поведения через поиск сдерживающих факторов. Учащийся должен хотеть научиться и верить в эффективность применяемых методов. Гораздо эффективнее построить его доверие через развитие нужных ему навыков и изменение поведенческих шаблонов в простой, искусственно созданной обстановке. Только после достижения определённого прогресса могут быть рассмотрены более фундаментальные вопросы, такие как личная уверенность и отношение к другим. Более того, вместе с появлением новых навыков и реализацией своих положительных сторон, самоуважение и личная уверенность вырастут сами по себе.

7. Деятельность реальна и привлекательна для ученика. Учебный процесс является средством достижения цели, а не самой целью. Целью же процесса эмпирического обучения является создание возможностей для раскрытия ценных и важных для ученика навыков. В идеале, учебный процесс должен стимулировать и предлагать ученику вызов, как для решения задач, так и для самого себя. Все мероприятия должны разрабатываться и управляться так тщательно, чтобы ученик достиг своей цели, но не рассматривал эти мероприятия, как простой учебный процесс, дабы память о прошлых промахах имела минимальное воздействие.

8. Деятельность обеспечивается надлежащей и конструктивной проверкой. Эффективная деятельность обеспечивает возможности для обучения с минимальным количеством отвлекающих факторов, насколько это возможно. Чтобы достичь этого требуется определиться с масштабом мероприятий. Так, кому-то нравятся продолжительные мероприятия, однако для эмпирического обучения, их длительность должна быть ограниченной. Проводя продолжительные и крупномасштабные мероприятия, наставник рискует потерять многие возможности для обучения: ценные инциденты могут забыться, быть проигнорированы или остаться незамеченными. С другой стороны, менее запоминающиеся, десяти – тридцати минутные сессии приводят к более устойчивым результатам, чем одно большое мероприятие, а главное, могут быть обеспечены надлежащей и конструктивной проверкой.

9. Обзор имеет решающее значение. Обзор во время эмпирического обучения является крайне важным этапом. Следует планировать его как часть дизайна, и, какую бы форму он не приобретал, главным участником обзора должен быть ученик. В идеале, обзор подключает ученика к личным размышлениям, проблемам и обсуждению перед тем, как им будут сделаны те или иные выводы. Бывает полезным во время выполнения учеником упражнений проводить небольшой опрос, сопровождая его облёгчённым обсуждением. Таким же образом обзор может содержать в себе честную критику происшедшего.

10. Акцент делается на позитив. Всё внимание в процессе обучения и обзоров должно быть сосредоточено на позитивных вещах, вместо негативных вещей. Не нужно стараться, чтобы сосредоточиться на негативе, это просто, но, одновременно, это может серьёзно подорвать доверие к самой идее обучения и развития, особенно если негативные стороны будут переоценены. Очевидно, что если что-то пойдёт не так, как задумано, или не так просто, как было предположено, из этого можно будет извлечь выгоду с помощью обзора и внесения изменений. Это не только увеличивает мотивацию для сосредоточения на успех, но и позволяет выяснить, что именно привело к успеху, и найти способы для изменения того, что не работает как надо.

11. Использование стимулирующих вопросов во время обзора. Дискуссия во время обзора это возможность для наставника помочь ученику в развитии собственного понимания и в создании собственных выводов. Роль наставника заключается в содействии учащемуся с помощью вопросов, а также в выявлении и выборе наиболее подходящего для ученика обучающей обстановке. Наставнику следует задавать вопросы, которые бы стимулировали мысль на поиск соответствующих вопросов, и позволить группе использовать ответы, данные для дальнейшего развития мысли и обучения.

12. Наставник задаёт вопросы и старается устоять перед соблазном дать ответы. Не нужно говорить людям, чему они должны научиться. Наблюдатель находится в привилегированном положении, и может заметить те аспекты, которые не очевидны для других. Находя же такой аспект, который не был озвучен во время обзора, вполне законно наставник вводит его в обзор, но только с помощью вопросов, чтобы ученик мог сам дойти нужной мысли. Если же до ученика не доходит, что наставник от него ждёт, наставник старается не оглашать ответов, а построить такую деятельность, которая бы подчёркивала акцент на незамеченный аспект.

13. Учитель должен верить в способности ученика к обучению. Наставник должен верить в своих учеников, что эмпирического обучение будет работать на них, это крайне важное условие, и один из главных принципов эмпирического обучения. Наставник должен верить, что у его учеников есть потенциал для достижения прогресса, помнить о факте своей роли в обеспечении возможностей для обучения и прогресса учеников. Только так он может стать способным наставником и прийти к положительному результату в обучении своих «подопечных».

14. Учитель должен работать самоотверженно. Наставник забывает о своём эго, его успех это успех его учеников. Дабы увеличить эффективность своей деятельности учитель старается помнить, что он предлагает и развивает возможности для обучения других, многие из которых будут упущены, по тем или иным причинам. Однако многие из возможностей всё же будут приняты, и наставник станет свидетелем успеха ученика.

Кто-то, быть может, найдёт сходство эмпирического обучения с техникой Нейролингвистического Программирования «Копирование поведения успешного человека», что же, сходство есть. Действительно в некоторых приёмах эмпирического обучения от ученика требуется копирование действий наставника или другого более успешного, в плане развития нужного навыка, ученика. Но это лишь малая часть всех приёмов, используемых в процессе обучения и являющихся основой учебного процесса, поэтому данное сравнение техники НЛП применимо только к одному из приёмов экспериментального обучения, а не ко всему комплексу обучающих методик. Успехов вам!

© NT
metodorf.ru

Главная / Эффективное обучение / Эмпирическое обучение




НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, УСПЕХ
Объявление: