Техники НЛП: субмодальности

Пять чувств

Концепция субмодальностей была частью НЛП с конца 1970-х годов, однако использовались субмодальности большим образом как способ повышения опыта. Так, ключевым элементом многих эффективных техник НЛП, которым учили много лет, была техника ассоциации – диссоциации, которая не была описана как сдвиг субмодальностей. Только в 1983 году Ричард Бендлер начал открывать структуру субмодальностей в целом. Он учил, как субмодальные сдвиги могут быть использованы для изменения привычек, мотивации или понимания. Примерно в те же годы, Бендлер и Гриндер построили репрезентативную систему, обеспечивавшую язык для описания и моделирования человеческих переживаний. Благодаря их работам субмодальности получали всё более широкое распространение и с успехом начали применяться в качестве инструмента для достижения успеха и совершенствования личности.

Известно, что все мы обладаем пятью основными чувствами: зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. В НЛП они называются репрезентативными системами или формами, каждая из которых имеет массу тонких отличительных особенностей. Так, мы можем видеть картину чёрно-белой или цветной, различать звуки по громкости, направлению или высоте, с помощью осязания испытывать чувства в различных частях тела, различать температуру и интенсивность. Запахи могут быть острыми, приятными и противными. Вкус может быть сладким, горьким или солёным. Эти тонкие различия называются субмодальностями и определяют качество наших внутренних представлений. Отметим также, что в практике НЛП, как правило, используются три человеческих чувства: зрение, слух и осязание, однако и обоняние и вкус в некоторых случаях могут иметь определяющее значение.

Что такое субмодальности.

Субмодальности в нейролингвистическом программировании это различие форм или структур внутри сенсорной репрезентативной системы. К примеру, независимо от содержания, внешние и воображаемые образы могут быть окрашены в различные цвета или быть двухцветными, движущимися или неподвижными. Эти параметры есть субмодальности зрительной системы. Слуховые субмодальности могут включать такие параметры как громкий, тихий, моно или стерео звук. Субмодальности относятся к субъективным структурным подразделам в пределах данной репрезентативной системы. Для визуальных образов это яркость, насыщенность, размер, расстояние, фокус и так далее, для звуков это громкость, тональность, диапазон, расстояние и тому подобное. Каждый из данных подразделов содержит конкретные субмодальности, которые используются для описания исследуемой ситуации в НЛП.

Применение субмодальностей.

НЛП субмодальности находят широкое применение в нейролингвистическом программировании, например, довольно часто используются для изменения вашего отношения к событиям прошлого, событиям настоящего и даже будущего. Делается это следующим образом:

1. Для начала, на основе исследуемой ситуации вы составляете свой план субмодальностей – визуальный, слуховой и кинестетический, чтобы в дальнейшем использовать их для изменения отношения к ситуации.

На этом этапе вы прокручиваете в голове интересующую вас ситуацию и записываете свойства присущие вашим образам. Лучше всего, если вы будете работать с помощником, который будет составлять вопросы и записывать ответы относительно ситуации, чтобы позволить вам не отвлекаться и составить более точный план субмодальностей.

2. После составления плана субмодальностей, вы вновь возвращаетесь к интересующей вас ситуации, только на этот раз сознательно изменяете атрибуты субмодальностей выявленные ранее. Яркие изображения вы делаете тусклыми, громкие звуки делаете тише и так далее.

Ваша цель состоит в изменении эмоционально фона ситуации, так, если вы хотите перестать чувствовать страх от ситуации, заполненной мрачными тёмными тонами, вы сознательно добавляете в неё больше красок, увеличиваете яркость и освещение. И не беда, если картинка перед вашими глазами отныне кажется абсурдной, главное – что была достигнута ваша цель, и ваше отношение к ситуации изменилось.

Список субмодальностей.

Рассмотрим список существующих субмодальностей, которые вы можете использовать для изменения отношения к ситуации, как это было описано в данной статье, или в других техниках НЛП.

1. Зрительные субмодальности:

  • Цвет: Какие цвета здесь присутствуют? Холодные они или тёплые? Насколько полон цветовой спектр?
  • Яркость: Насколько высока или низка яркость?
  • Чёткость: Вы видите резкое или нечёткое изображение?
  • Текстура: Изображения кажутся гладкими или шероховатыми?
  • Детализация: Какого уровня детализации представляются ситуация и фон, на которой она происходит? Видите ли вы детали как часть целого или все они разрознены и требуют отдельного рассмотрения?
  • Размеры: Насколько велика появляющаяся перед вами картинка?
  • Дистанция: Как далеко находится образ?
  • Форма: Какие формы вы можете отметить? Круги, квадраты, прямоугольники?
  • Граница: Существуют ли границы у изображения? Какого цвета эти границы? Толщина границы?
  • Расположение: В каком месте относительно изображения происходит ситуация?
  • Движение: Ситуация происходит как на экране кинотеатра или картинка неподвижна? Как быстро происходит движение?
  • Ассоциация: Как вы видите себя на картинке? Происходящее вы видите от первого или от третьего лица?
  • Перспектива: Если ситуация происходит от третьего лица, с какой стороны вы себя видите?
  • Пропорции: Реальны ли размеры вещей? Есть ли что-то, что выделяется на фоне остальных вещей?
  • Объём: Вы видите трёхмерное изображение или двухмерное?

2. Слуховые субмодальности:

  • Расположение: Где находится источник звука? Внутри или снаружи?
  • Дистанция: Далеко ли от вас расположен источник звука?
  • Высота: Какова высота звука? Ниже или выше нормальной?
  • Мелодичность: Вы слышите монотонный звук, или в нём прослеживается мелодия?
  • Громкость: Велика или низка громкость звука?
  • Объём звука: Как слышен звук, со всех сторон или только с одной?

3. Осязательные субмодальности:

  • Интенсивность: Насколько сильны ощущения?
  • Качество: Как бы вы описали ощущения? В виде тепла, холода, покалывания, расслабленности или напряжения?
  • Расположение: В каком месте вашего тела вы замечаете ощущения?
  • Изменения: Ощущения неизменно присутствуют в одной части тела или перемещаются по телу? Перемещение постоянно или прерывисто?
  • Направление: В каком направлении происходит перемещение ощущений?
  • Скорость: Изменения происходят медленно или быстро?

4. Вкусовые субмодальности.

  • Сила или интенсивность: Это еле ощутимый вкус или сильно проявленный вкус?
  • Приятность: Вам приятен или противен данный вкус?
  • Выраженность: Является ли вкус выраженным или не ясным? Вы можете точно определить, что это за вкус?
  • Расположение: На какой части языка вы чувствуете вкус?
  • Механические свойства: Это вяжущий вкус, терпкий, острый или жгучий?
  • Основа вкуса: кислый, сладкий, соленый, горький, умами, металлический вкус?

5. Обонятельные субмодальности.

  • Интенсивность: насколько сильно ощущается запах, можно ли определить, насколько близко находится источник?
  • Приятность: приятный или противный запах?
  • Основные свойства: как ощущается запах – сладкий, кислый, резкий?
  • Выраженность: Насколько стойкий запах? Это один запах или смесь запахов? Можете ли вы определить, что это за запах?

Как уже говорилось выше, субмодальности используются во множестве техник НЛП и применимы к различным ситуациям. Так, они эффективно используются для изменения отношения к деятельности или обстоятельствам, для изменения привычек без особых усилий, для устранения нежелательного поведения, для повышения мотивации и для многого другого. И, что замечательно, вам не обязательно быть мастером нейролингвистического программирования, чтобы использовать эти техники в своей жизни, большую часть из них вы с успехом можете применять независимо от своих познаний и опыта.

Ещё статьи об НЛП:
© NT
metodorf.ru




НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, УСПЕХ