Разные новости для саморазвития / Новости из категории обучения / Умение запоминать большие объемы информации можно развить

Умение запоминать большие объемы информации можно развить

Способность демонстрировать невероятные примеры запоминания больших объемов информации, к примеру, несколько десятков слов, может быть развита. К такому выводу пришли исследователи, проведя 40-дневное исследование, в котором испытуемые должны были тренировать свою память каждый день по 30 минут. Для участия в исследовании специально отбирались люди со средними способностями к запоминанию и без какого-либо опыта тренировки памяти, и, что примечательно, к концу исследования они, как минимум, удвоили свой объем памяти. Так, вместо 26 слов в начале, к концу тренировки из списка 72 слов они могли вспомнить 62 слова. При этом, спустя четыре месяца после завершения 40-дневной тренировки тесты показали, что память испытуемых по-прежнему оставалась на высоком уровне.

Сканирование мозга до и после периода стратегической тренировки памяти позволило выявить некоторые изменения в функциях мозга. Примечательно, что результаты сканирования были похожими на результаты чемпионов мира по запоминанию. "После тренировки мы наблюдаем значительное увеличение производительности при тестировании памяти", говорит ведущий автор исследования Мартин Дреслер, доцент кафедры когнитивной нейронауки в Медицинском центре Университета Радбуд в Неймегене, Нидерланды: "Кроме того, помимо поведенческих изменений, тренировка вызвало образование таких же связей в мозге, какие есть у чемпионов по запоминанию".

Среди лучших спортсменов по запоминания в мире несколько лет назад был Борис Конрад, соавтор исследования, профессиональный тренер памяти, постдок лаборатории Дреслера. Конрад и другие чемпионы памяти могли запомнить по пять сотен цифр и сотню слов за память минут. И благодаря Конраду, сумевшему завоевать чемпионский титул, Дреслер получил возможность связаться с другими спортсменами памяти, чтобы пригласить их к участию в исследовании.

Дреслер изучил мозги 23 спортсменов памяти мирового класса и 23 человек, похожих по возрасту, состоянию здоровья и интеллекта, но со средними способностями к запоминанию. В процессе исследования была использована магнино-резонансная томография, которая позволяет наблюдать активность мозга путем обнаружения изменений кровотока внутри мозга и измерения различий в силе связи между разными областями мозга. Кроме того, МРТ позволяет измерить различия в размерах активных областей мозга.

Изначально Дреслер полагал, что анатомически мозг чемпионов памяти должен значительно отличаться от мозга обычных людей. Однако, проведенное МРТ исследование показало отсутствие таких различий. Тем не менее, между чемпионами памяти и обычными людьми отличия были обнаружены в 2500 шаблонах соединений в мозге. Подмножество из 25 соединений значительно отличается у спортсменов и тех, кто обладает типичными способностями к запоминанию. Эти термины, вероятно, будут понятны ученым людям, для нас же будет достаточно понимания того, что мозг обычных людей отличается от мозга людей с уникальными способностями памяти в том, как связаны между собой клетки различных отделов нашего мозга.

При этом Конрад, который тоже прошел МРТ исследование мозга, как оказалось, не был рожден с исключительными навыками памяти, впрочем, также как и другие спортсмены, участвовавшие в исследовании. "Все они без исключения тренировались месяцами и годами, и использовали мнемонические стратегии для достижения таких высоких уровней производительности", - говорит Дреслер.

Чтобы узнать, как тренировка памяти влияет на мозг, Дреслер и его команда пригласили 51 человека, примерно такого же возраста и уровня интеллекта, как чемпионы памяти, но с обычными способностями памяти, и не тренировавших свою память ранее. Участники были разделены на три группы - две группы для участия в тренировке, и одна контрольная группа, которой не нужно было тренировать память. В тренировке использовались два метода обучения - развитие краткосрочной памяти и обучение стратегическим методам запоминания. Первый метод заключался в практике запоминания последовательностей, а стратиегический метод - в изучении систематических способов запоминания списков.

Для исследования в качестве стратегического метода Дреслер выбрал метод локусов, использующийся большинством спортсменов памяти во всём мире. Суть метода заключается в том, что элементы списка размещаются на воображаемой местности, по которой мысленно проходит человек. Интересно, что группа людей, тренировавшаяся с использованием метода локусов, продемонстрировала существенное улучшение свой способности к запоминанию списка слов.

Перед тренировкой участники исследования могли вспомнить в среднем от 26 до 30 слов, а по завершению тренировки те, кто тренировал стратегическую память в среднем могли вспомнить на 35 слов больше. Те, кто тренировал краткосрочную память в среднем запомнили больше не 11 слов. Ну а участники третьей, контрольной группы в среднем запомнили на 7 слов больше.

У тех, кто тренировался по стратегическому методу, были отмечены существенные успехи к запоминанию даже спустя четыре месяца - в среднем они смогли вспомнить на 22 слова больше, чем обычно. "Однажды познакомившись с этими стратегиями и научившись их применять, вы можете поддерживать высокую производительность без дополнительной тренировки", - говорит Дреслер. Проведение МРТ-исследования мозга по завершению тренировочного периода у тех, кто был участником группы стратегического обучения, показали, что их мозг стал больше похож на мозг чемпионов запоминания, чем до тренировки.

Источник новости: Super-sized memory is trainable and long lasting
ScienceDaily
Перевод и адаптация: © metodorf.ru

Разные новости для саморазвития / Новости из категории обучения / Умение запоминать большие объемы информации можно развить



НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, УСПЕХ
Объявление: