METODORF.RU
Интерактивный портал-книга методик саморазвития и достижения успеха
| Регистрация
 

Тело Разум Душа
Разные новости для саморазвития / Новости из категории обучения / Мозг человека удивительно гибкий инструмент познания

Мозг человека удивительно гибкий инструмент познания

Исследования показали, что даже после тридцати лет обучение чтению глубоко трансформирует мозговые сети. Ранее на это не обращали внимания, и ученые не знали, какие области мозга отвечают за наши способности к чтению, поскольку чтение – сравнительно молодое изобретение культуры. Заполнить пробел знаний решила международная команда ученых под руководством института психолингвистики имени Макса Планка в Неймегене (Нидерланды) и Института когнитивных наук и мозга человека имени Макса Планка в Лейпциге. Исследователи обнаружили, что обучение чтению взрослого человека реконфигурирует те области мозга, которым ранее были присвоены другие навыки. Что удивительно, эволюционно древние структуры, расположенные глубоко внутри мозга, подверглись более фундаментальным изменениям, чем предполагалось ранее. Эти результаты были получены в крупномасштабном исследовании, в котором совершенно неграмотные женщины в Индии научились читать и писать в течение шести месяцев.

Чтение относительно новая способность в человеческой эволюционной истории, поэтому существование области мозга, отвечающей за чтение, не может быть указано в наших генах. Процесс рециркуляции, происходящий в нашем мозге в процессе обучения чтению, затрагивает несколько областей мозга. К примеру, в процесс перевода букв в звуки вовлекаются области мозга, ответственные за распознание лиц. Так, некоторые области нашей визуальной системы превращаются в интерфейсы между визуальными и языковыми системами.

"До сих пор предполагалось, что эти изменения ограничены внешним слоем мозга, корой, которая, как известно, быстро адаптируется к новым задачам", говорит руководитель проекта Фальк Хюиттиг из Института психолингвистики имени Макса Планка. Исследователи института Макса Планка вместе с индийскими учеными из Центра биомедицинских исследований (CBMR) Лакхнау и Университета города Хайдарабад обнаружили, какие изменения происходят в мозге взрослых, но совершенно неграмотных людей, когда они учатся читать и писать. Результаты были далеки от ранее делавшихся предположений, оказалось, что процесс обучения приводит к реорганизации в мозге, распространяющейся в глубокие структуры, в таламус и ствол мозга. Относительно молодой феномен человеческого письма изменяет очень старые в эволюционном отношении области мозга.

"Мы наблюдали, что так называемые бугорки четверохолмия мозгового ствола и подушка таламуса, адаптируют время своей активности к областям зрительной коры", - говорит Майкл Скеид, первый автор исследования и научный сотрудник Института мозга и когнитивных наук имени Макса Планка в Лайпциге: "Эти глубокие структуры в таламусе и мозговом стволе помогают нашей зрительной коре фильтровать важную информацию из визуального потока, до момента нашего сознательного восприятия". Интересно, что чем больше синхронизируются эти две области мозга, тем лучше становятся навыки чтения. "Поэтому мы считаем, что эти мозговые системы все более тонко настраивают общение между собой, и учащиеся становятся все более опытными в чтении", поясняет нейробиолог: "Это может объяснить, почему опытные читатели более эффективно перемещаются по тексту".

Междисциплинарная исследовательская группа получила эти данные в Индии, в стране с уровнем неграмотности около 39 процентов. Бедность по-прежнему ограничивает доступ к образованию в некоторых районах Индии, особенно для женщин. Поэтому в исследовании принимали участие в основном женщины за тридцать. В начале обучения большинство из них не могли расшифровать даже слово на своем родном языке хинди, одном из официальных языков Индии, письмо которого состоит из сложных символов, описывающих целые слоги или слова, а не отдельные буквы.

Участники достигли уровня, сравнимого с первоклассниками после шести месяцев обучения чтению. "Это замечательный рост знаний", говорит руководитель проекта Хуэтиг: "Хотя нам сложно изучать новый язык, но нам гораздо легче научиться читать. Взрослый мозг оказывается удивительно гибким". В принципе, это исследование можно было провести и в Европе, но в Европе труднее найти неграмотных людей, даже в Индии, было не просто найти участников для исследования. Результаты же исследования еще раз указывают на невероятную гибкость нашего мозга и его практически безграничные способности к обучению даже после 30 лет.

Источник новости: www.mpg.de
Оригинальное название: The amazing flexibility of the human mind
Max-Planck-Gesellschaft
Перевод и адаптация: © metodorf.ru

Разные новости для саморазвития / Новости из категории обучения / Мозг человека удивительно гибкий инструмент познания




Блок комментариев
Здесь ещё никто не оставлял комментариев, будьте первыми!

Оставить комментарий:
Имя *
Email
Проверка *  1,1,9,3
(введите без запятых)
Сообщение*

* - поля обязательные для заполнения
(E-mail адрес виден только зарегистрированным пользователям)


Похожие статьи из раздела новостей:

Похожие статьи из раздела "Разное":